Что такое динамика рынка
Прежде чем переходить к определению динамики рынка, давайте вспомним, что такое рынок вообще. Рынок это совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками). Важным показателем рынка является насыщенность, который показывает потенциал для роста и насколько фактический объем потребления приближен к своему максимальному значению в текущих условиях рынка.
Для оценки насыщенности используют следующие понятия рынка:
- Потенциальные - объем выбирает менее 10% от емкости;
- Развивающиеся - объем колеблется от 10 до 75% от ёмкости;
- Насыщенные - объём составляет свыше 75% от ёмкости;
- Стагнирующие — крайне низкий темп развития, стремящийся к нулю.
Анализ насыщенности рынка позволяет оценить на каком этапе развития сейчас находится и насколько привлекателен рынок с точки зрения инвестирования.
Чем ближе рынок к стадии насыщения, тем ниже скорость роста, затратнее коммуникации с покупателями (потребителями) и дороже выход для новых игроков.
Вот почему такой показатель как динамика рынка является одним из ключевых для принятия оперативных решений по корректировке бизнес-процессов или стратегическом планировании для развития бизнеса.
Динамика - изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов, т.е. в контексте статьи - это изменение объема, структуры и уровня продаж продаж в анализируемый период под влияние внешних экономических (и политических) и внутренних факторов.
Какие факторы влияют на динамику рынка
Данный показатель аналитики формируется под влияние множества факторов, которые условно можно поделить на две группы: общего (характерны для всех отраслей, например, социально-экономические факторы) и специфического (присущие конкретной отрасли, например, влияние моды или национальные традиции) характера.
Рассмотрим, что чаще всего используется в анализе:
- Экономические факторы: инфляция, курс валют, уровень доходов населения и покупательской способности;
- Политические и правовые факторы: изменения законодательства, государственные программы поддержки, введение импортозамещения при сокращении импорта;
- Социальные факторы: изменение потребительских предпочтений (из-за сезонности, мода на здоровый образ жизни или влияние культурных ценностей);
- Технологические факторы: внедрение инноваций, автоматизация процессов и сокращение производственного цикла.
Методы анализа динамики рынка
В зависимости от поставленных задач и целей компания может анализировать динамику рынка самостоятельно, заказать исследование у аналитического агентства либо взять информацию из открытых источников (например, обзоры рынков маркированной продукции от оператора маркировки).
При самостоятельном анализе компания выбирает либо качественный анализ, сформированный на экспертной оценке, интервью, индивидуальных мнения ключевых игроков рынка, либо количественный, где задействован анализ статистических данных: объем продаж, рыночные доли, средние цены, используются исторические данные и исследуется конкурентная среда.
Динамика рынка с помощью «Датамаркет»
Ежемесячно оператора маркировки «Честный знак» публикует бесплатные обзоры рынков на аналитической платформе «Датамаркет», в которых по историческим значениям каждый участник оборота может отслеживать динамику рынку не только от года к году, но в разбивке по месяцам.
Для более детализированной аналитике у оператора есть собственные аналитические продукты на основе данных маркировки, которые позволяют не только оценить фактические продажи и потенциал развития в разрезе субъектов РФ, каналов продаж, месяцев, товаров и брендов, но и провести детализацию покупательского спроса в разрезе каналов продаж, вкусов, типов упаковок, ценовых сегментов.
Практическое применение анализа динамики рынка
Анализ динамики рынка помогает компаниям принимать решения, основанные на обоснованных фактах, оперативно реагировать на любые изменения для развития бизнеса и роста продаж. Практическое применение анализа динамики рынка зависит от потребности и целей производителя.
Некоторые области практического применения:
- Определение целевых сегментов рынка: помогает выявить сегменты рынка с потенциалом для развития
- Планирование: позволяет создавать более целенаправленные и эффективные маркетинговые кампании, выбирать релевантные каналы продаж, перераспределять производство в период спада спроса по избежание издержек
- Прогнозирование спроса: оптимизация производственного процесса во избежания затоваривания, планирование нагрузки на логистику и склады
- Разработка, перезапуск и вывод продукта: позволяет отслеживать насыщенность рынка, конкурентную среду, наличие свободных ниш, адаптироваться к изменениям.
Ошибки при анализе динамики рынка
- Использование данных только за короткий промежуток времени (2-4 месяца) и игнорирование данных предыдущих лет, что не позволяет отслеживать ежегодные колебания спрос в силу сезонности, религиозных аспектов;
- Игнорирование долгосрочных трендов, которые только начинают развиваться;
- Игнорирование внешних экономических и политических факторов. Рынок и спрос на нем не может существовать в вакууме, все взаимосвязано;
- Неверная интерпретация данных и масштабирование аналитики одного региона на всю страну. Показатели в анализируемый период могут сильно отличаться даже в разрезе федеральных округов в силу географического положения, демографических особенностей и привычек населения.
Почему важно следить за динамикой рынка
Это ключевой показатель для всех предприятий и напрямую влияет как на производственный цикл, так и на смежные направления: логистика, маркетинг, продажи. Изменение рынка за последние 5-10 лет под влияние внешних и внутренних факторов позволяет оценить его стабильность, насыщенность, свободные ниши для развития.
По товарам, подлежащим маркировке, ежемесячно публикуются бесплатные аналитические обзоры рынков, по которые помогают анализировать динамику рынка в разрезе федеральных округов.