Logo

Анализ спроса на продукт: что это такое, цели, когда проводить

Анализ спроса на продукт

Спрос – это потребность покупателя в определенном продукте для удовлетворения собственных нужд и готовность купить его по определенной цене. Анализ спроса напрямую влияет на уровень продаж и является важным инструментом для развития бизнеса.

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые: средневзвешенная цена конкурентного рынка на товары выбранной категории напрямую влияет на объем проданного товара.

Неценовые: в зависимости от специфики отрасли на спрос могут оказывать влияние доходы потребителей, вкусовые предпочтения, маркетинговые инструменты, сезонность продукции, тренды на рынке.

Анализ факторов, влияющих на спрос, помогают сформировать оптимальные цены на товары в выбранном регионе и с учетом конкурентной среды, оптимизировать ассортимент и отслеживать тренды в отрасли, выстраивать маркетинговые стратегии.

Что такое анализ спроса?

Это инструмент маркетинга, с помощью которого компании прогнозируют спрос на свои товары и услуги, адаптируются к изменениям в отрасли, разрабатывают стратегии для новых рынков и ниш, оптимизируют производственные процессы, улучшаю качество выпускаемой продукции или услуг.

Основные цели анализа спроса

Главная цель - это оценка общего объема продаж для получения максимальной прибыли. Сегодня методы анализа спроса поддерживаются современными технологиями: машинное обучение, Big Data, искусственный интеллект, что выводит аналитику на новый уровень в условиях изменяющегося рынка для принятия оперативных управленческих решений. 

Для чего проводят анализ спроса

Спрос имеет динамический характер. К факторам, влияющим на него относятся: изменение экономической, социальной, демографической ситуации, а также покупательской способности; новые тренды, сезонность, цены на товары - заменителя и прочее. Поэтому анализировать спрос необходимо на постоянной основе.

Какие задачи можно решить с помощью анализа спроса

  • быстрое принятие управленческих решений 
  • стратегические планирование для развития бизнеса
  • разработка и запуск востребованного продукта
  • снижение затрат и распределение расходов на основе детализированного анализа
  • разработка ценовой политики и ценовой стратегии
  • минимизировать риски перед запуском

Когда анализ необходим

  • Сбор информации для разработки нового продукта с востребованными на рынке характеристиками
  • Для принятия оперативных действия при падении продаж не связанных с сезонностью продукта
  • Для изучения факторов, которые привели к резкому рост продаж выше прогнозируемых.
  • При развитии бизнеса на смежные отрасли или для выявления ниш с невысокой конкуренцией

Методы анализа спроса

Существует различные инструменты для анализа потребительского спроса. Выбор правильной методики для анализа зависит от целевой аудитории и типа продвигаемого продукта. Разберем самые распространенные

  • Обработка данных из открытых источников (например, статистические данные от министерств, обзоры рынков маркированной продукции от оператора маркировки)
  • Опросы целевой аудитории (интервью, анкетирование фокус-группы)
  • Анализ продаж популярных товаров и рейтинг поисковых запросов на маркетплейсах с помощю строенных инструментов 
  • Статистика поисковых запросов пользователей за анализируемый период с детализацией по регионам
  • Анализ конкурентов: его УТП, ассортимента, каналы продаж
  • Социальные сети также являются интернет- площадкой для продвижения и продажи товаров и услуг, потому подходят для исследования интереса целевой аудитории

Этапы анализа спроса

Для получения качественного анализа спроса рекомендуется подходить к задаче комплексно:

1. Текущее состояние рынка

На этом этапе исследуется текущее состояние рынка, его динамика, сезонность, насыщенность и наличие перспективных ниш для вывода продукта

2. Анализ потребительского поведения и предпочтений

Исследуется потребительские поведение на рынке в этой отрасли, активность, сезонность, влияние и зависимость от внешних факторов, частота повторных покупок.

3. Сегментация целевой аудитории

Этап включает в себя разделение целевой аудитории на группы по потребностям для подготовки уникальных торговых предложений по релевантным каналам для каждой

4. Анализ конкурентов

Насыщенность рынка, наличие ключевых игроков, изучение конкурентных продуктов (их слабые и сильные стороны), каналы продаж, позиционирование на рынке и каналы коммуникации с аудиторией 

5. Анализ средневзвешенных цен на рынке

Позволяет определить по какой стоимости покупатели чаще всего приобретают товары в данном сегменте, определить оптимальную стоимость на товары.

6. Динамика спроса в анализируемый период

Выявление сезонности, закономерных трендов для оптимизации и перераспределения ресурсов компании 

7. Прогнозирование спроса

Существует множество методов прогнозирования спроса

Качественный (он же экспертный) метод строится на мнении специалистов в отрасли. Поскольку присутствует человеческий фактор при составлении такого прогноза, то для повышения точности прогноза используют мнение нескольких независимых экспертов и объединяют их для общего мнения, а также дополняют маркетинговым исследованием потребительских предпочтений. В масштабах небольших компаний и новых продуктов метод рабочий, но не эффективен, когда необходимо составить прогноз спроса для несколько сотен и более позиций.

В основе количественного метода заложен математический анализ данных и использование следующих моделей: регрессивный анализ, трендовая экстраполяция и анализ временных рядов

У нас написана целая статья на эту тему. Предлагаем углубиться подобнее

Примеры анализа спроса

Ежемесячно оператор маркировки “Честный знак” публикует бесплатные обзоры рынков маркируемой продукции на сайте Датамаркета в разделе “Бесплатные обзоры”. С помощью этих обзоров любой участник рынка сможет отследить динамику спроса и его структуру за анализируемый период. 

Данные в обзорах полностью обезличены и не несут чувствительной информации для участников рынка.

Преимущества использования данных из системы маркировки “Честный знак” для анализа:

  • Покрытие всей географии РФ без экстраполяции и с широкими возможностями детализации информации; 
  • Качество покрытия данных: полное прослеживание и возможность 100% сопоставления товаров за счет уникального кода маркировки на каждой единице;
  • Покрытие всех каналов продаж маркируемой продукции: сетевая / несетевая розница, HoReCa, аптеки, маркетплейсы, новые форматы торговли;

Для более детализированной аналитики и обработки данных с минимальной задержкой (до нескольких дней с момента реализации товара) доступны платные продукты.

Глубина детализации данных в платных продуктах:

  1. в разрезе каналов продаж (включая онлайн каналы, вендинги, B2B);
  2. какие вкусы в тренде;
  3. влияние цены на выбор покупательского спроса в каналах продаж и в зависимости от географии продаж;
  4. какие новинки есть на рынке;
  5. какие типы упаковок/размеры;
  6. прочие параметры под запросы заказчика.

Заключение

Анализ спроса является необходимым инструментов для успешной деятельности и развития бизнеса, поэтому мониторить ключевые показатели необходимо на постоянной основе, чтобы иметь возможность принимать управленческие решения по корректировке стратегии. Независимо от выбранных методов для анализа, бизнесу необходимо использовать только качественные и проверенные данные.

Регистрация на платформе Датамаркет

Поделиться новостью

Больше новостей в Telegram-канале

0